Любая мысль — это оперирование уже известным, начиная с базовых представлений об устройстве мира. Понятия, которые мы используем — есть файлы информации, хранящиеся в памяти. Усвоение всякой новой информации осуществляется путем сравнения ее мозгом с уже имеющейся (хранящейся), установления соответствий и формирования нового блока информации. Так, например, усвоение школьником понятия пирамида, происходит на основе вспоминания таких ранее уже известных объектов, как отрезок (линия), плоскость (поверхность) и объем (емкость). Отсюда — интересная точка зрения, о том, что ум — по существу ничего нового не создает, а является лишь своеобразной программой, оперирующей одними и теми же вводными данными, лишь все более усложняя их комбинации.
Во всяком случае, экспериментально установлено, что новая информация усваивается только в том случае, если она составляет не более 30% от старой. Если представить себе теоретическую ситуацию, в которой вся информация будет новой, то мозг ее не только не запомнит, попросту не увидит.
Как писал И.М. Сеченов, — «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы».
В этой связи, вызывают сомнения расхожие представления о том, что память существует как бы отдельно от интеллекта. Состояние памяти почти всегда отражает общее состояние умственной активности, плохая память означает, что прежде всего человеком не используется в должной мере его интеллектуальный потенциал. Доказано, что тренировка памяти всегда влияет на скорость и остроту мышления, и, наоборот, развитие абстрактно-логического мышления, приводит к улучшению памяти.
Каков же механизм влияния предлагаемых нами методов обучения на улучшение работы памяти?
Дело в том, что наши методы улучшения памяти основаны на формировании у слушателей навыков эффективной работы с информацией, в частности на развитии способности к моментальному анализу читаемой информации. Мы добиваемся того, что человек приобретает способность всецело осмысливать и логически структурировать текст одновременно с его прочтением (без перечитывания).
Известно каждому, что материал, понятый как следует, усваивается памятью гораздо лучше и легче. Вообще, установлено, что механическая память, в отличие от абстрактно-логической, мало поддается улучшению, а является врожденным качеством, как цвет волос или глаз и т.п. , в то время как границ абстрактно-логической памяти практически не существует. В этом главный секрет успеха занимающихся по подобным методам в улучшении памяти.
Важным в этих методах является также активизация эмоционально-образного способа запоминания. Когда, человек читает что-то интересное, он запоминает очень многое, даже не преследуя цели запомнить (так называемое, «непроизвольное запоминание»). Это происходит за счет активизации образного мышления. В таких случаях старание запомнить наоборот сказалось бы отрицательно на конечном результате. Целью нашего обучения в части улучшения памяти является как раз таки непроизвольное запоминание. Мыслительные процессы становятся столь совершенными, сочетая в себе логическое понимание и образность мышления, что даже тексты, превышающие 50 000 знаков, запоминаются непроизвольно в процессе их чтения.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что тренировка памяти — это не узконаправленный односторонний процесс, а исключительно комплекс взаимосвязанных действий. Единственно надежный, а главное безопасный метод улучшения и тренировки памяти — это тренировка и активизация интеллектуальной деятельности в целом.