Каждый семинар, тренинг, игра – это начало на пути изменений. Не менее важная работа, для участников, начинается после семинара – в индивидуальной работе, группах, консультациях по Скайпу - жизнь намного интереснее, чем мы привыкли о ней думать…
Мы, уважаемые читатели, пока возвращаемся к диалогам о личной эффективности в виртуальном пространстве на территории рассылок, к Диалогам – для кого-то давно знакомым, для кого-то - новым… Наши с Вами Диалоги могут послужить началом другой жизни, к которой Вы стремитесь… К какой такой «другой»? Это решать Вам. Для тех, кто хочет с этим разобраться - есть возможность дистанционных бесед-консультаций по Скайпу. Этот способ общения не привычен только до первой беседы…
Из практики.
Этот разговор происходил летом 2007 года…
«Виктор к важной теме «подходил» долго и сама тема была для него болезненной:
- Если честно, то уже нет больше сил – даже думать о работе… Проблемы - они как снежный ком, как лавина… Эта лавина, которая несётся с большой скоростью, может смести меня навсегда с лица земли, - почти закончив свой рассказ, Виктор вздохнул и добавил, - в бизнесе, как на скачках – ты или на коне, или под ним. Мне кажется, что я падаю, и лошадь занесла копыто над моей головой… И, у меня есть только последний шанс – остаться в живых.
- Если шанс действительно грозит стать последним – давайте, используем его, - предложил я Виктору – с пользой и для скачек, и с пользой для Вашей жизни. Что мы делаем, когда жизнь загоняет нас в угол? – скрытая часть моего вопроса была «о том самом шансе»…
Виктор вдруг сказал:
- Терять мне, кроме проблем, собственно говоря – нечего: если уж рассказывать, то, какой смысл делать вид, что у меня всё в шоколаде?
Попытка поставить «диагноз» самому себе привела нас к причинам... И эти «причины» были озвучены так:
– Команда разваливается, задачи не решаются, проекты сворачиваются из-за нехватки специалистов, старички не учат новичков и те, невостребованные, отсеиваются, обеспечивая текучку. Старая команда скандалит, и всё время ищет виноватых – кто будет отвечать за «косяки», заказы тают на глазах, с продажами проблемы – падают и падают, с исполнением заказов ещё бОльшие проблемы, т.к. старички постоянно выясняют, кто виноват. Раньше, они виноватых искали среди себя и находили… Особо «талантливые» теперь добрались и до начальства - оказывается, что во всём виноват я... У меня такое ощущение, что я прихожу не на работу, а на баррикады – удерживаю свою высоту и «отстреливаюсь» от людей, с которыми когда-то начинал свой бизнес, с которыми мы дружили, ходили в походы, гуляли на свадьбах, крестили детей. Мне сложно… Чувствую себя «некомпетентным»… Меня начали уже обвинять и в том, что я не умею вести бизнес. И это 7 лет спустя, после того, как я его начал…
- Как вы думаете – а, в чём, на ваш взгляд, заключается Ваша некомпетентность? – иногда такое уточнение в диалоге может привести «к точке контроля» над «некомпетентностью»...
Виктор опять начал рассказ, как ставятся задачи, как они не выполняются, как люди тянут время и проявляют недобросовестность в совершенно мелких вопросах, не берут ответственность, где им положено это делать по должности и обязанности. В конце он предположил, что ему не хватает бизнес-образования – как ставить задачи, как требовать выполнение, как мотивировать и пр.
- Вы знаете, когда я увидел, как люди воюют между собой – организовал несколько тренингов по командообразованию. Тренинги снизили накал «страстей» на пару недель, потом – всё возобновилось с прежней силой. Почти сразу после тренингов ввёл в штат психолога. Не могу точно оценить – насколько помогла она снизить «накал страстей». Но я не смог пойти к ней за помощью по понятным причинам… Если проблемы и у первого лица – то, что же тогда творится с компанией…
- А что с компанией? Опишите в двух-трёх словах...
- Компания воюет, - спокойно сказал Виктор, - вместо того, чтобы работать.
- Воюет с кем?
- Сама с собой. Ежедневно … - он задумался, вспоминая ситуации…
Я тем временем пошутил:
- «Психологические бои», групповые разборки, поединки…
- Не совсем так, - откликнулся он – Компания, на самом деле, воюет со мной – ну, у меня вот такое ощущение и понимание того, что происходит в моём бизнесе…»
Кто-то, комментируя эту ситуацию, скажет, что в бизнесе сложности в управлении возникают, когда нет стратегии, нет плана, зоны ответственности ключевых лиц не определены, а сами «лица» - не наделены полномочиями. Но у Виктора это всё в наличии есть. Кто-то может подсказать: «Мол, рычаги управления – наказания и похвалы следует правильно выстраивать». И Вы будете правы. Но у Виктора в компании есть и это. Важно, чтобы «рычаги» для управления сотрудниками в компании - были. И, важно, чтобы этими рычагами пользовались и пользовались правильно – тогда вопросов с управлением будет меньше. А вот, ОТ ЧЕГО зависит использование рычагов управления – это, в каждом случае, отдельный вопрос, особенно, когда разработку мотивационных схем перепоручают менеджеру по работе с персоналом. Схемы мотивации в бизнесе разрабатывают часто, стремясь успеть за изменившимися условиями – внутренними, в компании, и внешними...
Но, вот только, с людьми общаются не схемы, а люди. С вашими заместителями и подчинёнными общаться именно Вам, а не хорошо разработанным схемам… Создание бизнеса – бывает или простым или сложным. Управление бизнесом – вещь ещё более тонкая… Бизнес – делают люди. Правильно выстроенные бизнес процессы помогают управлять, но основа любой компании – и маленькой, в 3 человека, и огромного холдинга - это люди.
А уметь управлять бизнесом – это уметь управлять людьми.
Управление людьми – это особое мастерство…
Люди не хотят, чтобы ими управляли…
Иногда в это бывает трудно поверить…
24 января, в Москве, прошёл семинар «О главном или Продажа еврейского ума – оптом и в розницу». За название семинара, пожалуй, можно, как мне кажется, и извиниться. Но не за факты, обозначенные на семинаре…
Итак - Сибирь. Дореволюционный Иркутск. Факты:
1). Число евреев среди иркутского купечества (до революции) – составляло 64%.
2). Крупный бизнес, на восемьдесят один процент, имел еврейскую национальность.
3). Еврейская диаспора в Иркутске, не превышала и одной десятой населения города.
Возникает вопрос, какие такие «секреты» хранила Иркутская дореволюционная синагога? Иркутские евреи, а я в этом абсолютно уверен, до революции не заканчивали MBA (последние 4 месяца я живу в Иркутске и постоянно радуюсь Байкалу)… Цифры статистики говорят нам о том, что было в дореволюционном Иркутске что-то такое - чему иркутские евреи, безусловно, обучались. Мы с Вами можем предположить, что обучение, скорее всего, происходило в личном общении, и уж точно, сертификаты или дипломы, за усвоение «таких знаний», официально не выдавались… И, обучались этому «нечто», безусловно, не все.
Семинар «О главном или Продажа еврейского ума – оптом и в розницу» - состоялся. На мой взгляд, минусы и плюсы прошедшего семинара, таковы:
- ведущий семинара познакомился с опытом группы и отбросил национальные, и этнографические комментарии – а это, на мой взгляд, было бы участникам тоже небезынтересно. Будем считать это минусом..
Акцент был сделан на разборе конкретики, фактаже и обозначении, обычно скрытых в русской культуре, и неочевидных противоречий. В своё время И. Губерман сказал об этих закономерностях так:
Никто, на зависть прочим нациям, берущим силой и железом, не склонен к тонким операциям, как те, кто тщательно обрезан..
Продолжаем разговор про Виктора (случай из практики) и о том, как проходил семинар «О Главном…».
На семинаре «О Главном. Продажа еврейского ума – оптом и в розницу» 13 академических часов речь шла о тонкостях контроля и о том, как, и с какими последствиями в отношениях между людьми, проявляется власть и контроль. Участники семинара имели достаточно хороший управленческий опыт, поэтому оценивать фактаж и конкретику темы – группе было действительно интересно. И, ещё один Важный нюанс – подготовленная группа, разбирая конкретику ситуаций, редко приходила к одинаковым ответам…
Иерархия и Власть – была представлена на семинаре, как некий кроссворд. Мы с Вами знаем о том, что правильные ответы в хорошем кроссворде – всегда однозначны. Так что, «сдвиг» семинара с еврейской темы, в сугубо практическую область, с учётом подготовленной аудитории, можно считать однозначным плюсом. Также плюсом было то, что оценить «нюансы еврейской культуры», которые практиковались в Иркутской дореволюционной синагоге – можно было:
- не изучая Тору…
- не проходя обряд обрезания…
- и, не будучи евреем, по национальности…
Личные выводы участников семинара были: и практичными, и эмоциональными, а палитра выводов - очень разной. Например:
Контроль, как философский камень, может превратить хорошие отношения между людьми в плохие, и, тот же самый контроль, может плохие отношения между людьми превратить в хорошие...
В это действительно трудно поверить - не разобравшись в алгоритмах и закономерностях контроля. Были и такие выводы:
– Если согласиться с тем, что мы узнали - то, как жить с такими знаниями??
Полушутливый ответ, что евреи как-то же живут, зная всё это или часть этого – позволил рассмеяться и снял возникшую напряженность…
Поздравляю Максима, который был у нас в качестве гостя. Максим добрался до Москвы и оказался на семинаре «О главном». Более того – десятиминутная беседа за чашкой чая – принесла Максиму и свои плоды - «главное препятствие», которое стояло между Максимом и его заработками теперь ему известно.
Людей, выросших в русской культуре, удерживают от денег - разные вещи и, уважая это препятствие, Максим получает за проявленную инициативу и свою личную активность – бонус или бесплатную поддержку в освоении узнанного им материала. Персональные подробности и персональные задания будут доставляться на его электронный ящик, рассматриваться в беседах по Скайпу в течение полугода.
Когда человек находится внутри своей проблемы – он видит только её часть. Ту часть, которая лежит на поверхности, и которая, лично ему, ясна и понятна… «Диагноз» самому себе – лекарством по большому счёту – не является... И психологические техники – тоже не являются лекарством. Настоящим, «сильно действующим лекарством» - может быть только хороший диалог. Но, может ли, «по настоящему хороший диалог» сам быть техникой? – иногда такой вопрос я задаю любителям «психологических техник» и «любителям» психологических манипуляций. И, надо сказать, что это – (если Вы сочтёте над этим подумать) не такой уж простой вопрос, каким он Вам кажется - на первый взгляд…Если вы заглянете в Интернет, то обязательно найдёте там огромное количество курсов, семинаров, тренингов по общению, ведению переговоров, продажам, управлению и манипулированию. Реклама психологических семинаров зовет Вас освоить технологии влияния и тонкости манипулирования людьми...
Можно ли использовать «еврейский ум» - для манипуляций?
Прямой ответ на этот вопрос – да, «еврейский ум» можно использовать и для этого, но это, если Вы больше ни на что другое, кроме «манипулирования», не годитесь… Так что, решать, для чего Вы живёте на этом свете, безусловно, Вам … Если Вы хотите что-либо изменить в своей жизни…
Что касается вопросов Виктора – все трудности первых лиц, ведущих свой бизнес или управляющих большим или маленьким коллективом, как правило, решаемы и сводятся, с точки зрения «еврейского ума», к двум или трём вещам.
Иногда неожиданным и неочевидным...
С 24 января фраза «Секс на рояле? Это неоднозначно…» стала настоящим бестселлером группе предпринимательского мастерства… И, это тоже можно смело считать результатом прошедшего семинара…
Вернёмся к мысли – «люди не хотят, чтобы ими управляли». Они желают это делать сами…
А, если и соглашаются, чтобы ими «управляли», то только при определённых, «особых» условиях, которые не пропишешь ни в Кодексе корпоративной культуры, ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции. Эти особые условия… И, об этом не говорится вслух ни при приёме на работе, ни в процессе самой деятельности. Кто-то это понимает, а кто-то нет… Но все делают так – сопротивляются управлению или соглашаются с ним – только при определённых условиях.
Все эти темы опираются на одно – человеческую природу и знание её. На то главное, что движет человеком, когда он вступает в контакт с другим человеком или людьми…
24 января прошёл долгожданный семинар «О главном»... Спросил у участников: «Как вы думаете, вот, вы узнали интересный и важный материал, будет ли полезным для других, кто не был на семинаре, почитать ваши отзывы о семинаре?» Участники ответили отрицательно. Обоснование было простым – нет смысла объяснять важные вещи, если к ним не стремятся. «Но с материалом семинара нужно познакомиться всем без исключения» - добавили участники. Пожалуй, соглашусь с ними, но с одним уточнением – не стремятся пока – накапливают свой жизненный опыт и готовятся к тому, чтобы познать это …главное.
Главное, конечно же, касается людей, взаимоотношений между ними – и совершенно не важно, в каком контексте это происходит.
Природа взаимоотношений одна, но имеет много форм проявления.
Исследование этих форм, понимание, что стоит за этим – основная задача или сложность – требует времени и терпения… Люди склонны осваивать быстрые рецепты, приёмы и технологии, надеясь на скорое решение вопросов – освоил, применил и готово! Все тебя слушают, подчиняются, проблем с общением нет – всё идёт, как по маслу. Но мы-то с вами знаем, что в реальности всё не так. Если у вас есть с кем-то сложность в отношениях, то решить её не так просто, лично вам…
Виктор, изучив вопрос «О главном», научился превращать психологические поединки в психологический танец общения. Конечно, это произошло не за один день и совсем не волшебным образом… Ему, как и любому другому человеку хотелось получить волшебный секрет, который моментально решит все вопросы. Пришлось поучиться. Компания осталась жива, правда, коллектив немного изменился – кто-то ушёл, кто-то остался. Думаю, что с таким руководителем, как Виктор, компания переживёт и кризис. Накинув вожжи управления на компанию, Виктору пришлось решить массу вопросов, от которых он уходил последнее время в процессе управления людьми.
Нет плохих людей – есть сложности в отношениях с людьми.
Нет плохих подчинённых – есть сложности у руководителя в управлении ими.
Обычно, освоив необходимые знания, навыки для разрешения сложных ситуаций руководитель просит научить «главному» своих подчинённых руководителей, уже зная, что без понимания природы отношений – бизнес строить сложнее… Разобравшись со своими сложностями, освоив закономерности взаимоотношений между людьми – становится понятно, КАК управлять, КАК вести переговоры, КАК мотивировать, ставить задачи и требовать их выполнение. Освоив «главное», становится ясно, ЧТО и КАК контролировать – в бизнесе это особенно актуально… Если вы хороший специалист, но карьерный рост пробуксовывает – это поможет вам. Освоив «главное» у вас изменятся в лучшую сторону отношения не только с подчинёнными, но и близкими вам людьми… с самим собой…
Я не пишу конкретики из уважения к Вам – в статье можно написать только поверхностные вещи о самих знаниях и навыках. Если кратко, то об одном из навыков можно написать так: навык, который можно развивать после семинара – это, как перевести психологические поединки, когда ваши действия и ответы направлены прямо в лоб собеседнику, после чего он не желает с вами продолжать разговор – в танец общения, когда ваши отношения с собеседником перетекают в русло взаимоуважения, интереса и сотрудничества.
|