Мне вспоминается одно из занятий Повышения Предпринимательского мастерства. Было это два года назад. Группа на тот момент только формировалась, постоянных участников почти не было, в основном присутствовали все, как разовые посетители – кто полюбопытствовать пришёл, кто определиться – нужно ли ему это. Но всех объединяло следующее – у каждого уже был свой бизнес, маленький или большой, были и те, кто только стоял у начала своей самостоятельной деятельности в бизнесе. Занятия тогда строились так: вопрос от участника по его конкретной ситуации – ответ, как «разбор полётов», с рекомендациями. После ряда разных вопросов стало очевидно, что самая главная тема в бизнесе, беспокоящая присутствующих – управление людьми и собой. Рассказы с проблемами о сотрудниках были – от подбора до увольнения. Нужно отметить, что сомнений в себе у участников не наблюдалось. Но, как только мы касались темы управления людьми – заинтересованность нарастала, становилось понятно, что вопросы с первоначальной прибылью участники уже как-то решили, а вот с людьми… вопросы оставались… Так «маленькая» тема вылилась в несколько занятий. Более простым усвоение темы оказалось для тех, кто был на Игре – мы там всегда касаемся вопроса взаимоотношений с людьми. Повторение данной темы, рассматриваемой в конкретных ситуациях в бизнесе, участникам Игр - добавило ясности. И, вот, в который раз, звучит вопрос: - Как быть-то с теми сотрудниками, кто не выполняет задание и заваливает его? Что делать – гнать такого? А, где же я возьму хорошего специалиста? Не могу так разбрасываться ими - в нашем городе они редкость… Уточняю у спрашивающего: - Так было всегда – ваш специалист с самого начала работы у вас не выполнял задание? Или… Участник принимается рассказывать: - Да, этот специалист, вот, такой-то и такой-то, не понимает, что нужно хорошо работать. Отлынивает, качает права, подстрекает других. Я ему… А он мне… Этот рассказ становился похожим на сожаление о существующем положении дел – нам всем порой нужна помощь. Человек принимает помощь только тогда, когда явно чувствует, что сам не справляется, а дело страдает… Спрашиваю у говорящего: - Кто в доме Хозяин? Кто в твоём бизнесе Хозяин? Участник замялся и неуверенно ответил: - Ну. Я… - А, почему же так неуверенно? – интересуюсь. - Ну, это же очевидно, говорю же о своём бизнесе. Кто же там может быть хозяином, кроме меня, - объяснил участник. Бывает так, что человек рассказывает о своём бизнесе. Его рассказ ставит под сомнение – его ли это бизнес: в компании «бесчинствуют» подчинённые, диктуют свои условия, которые меняются, чуть ли, не ежедневно, шантажируют, а руководитель (или собственник) – мечется, как тигр в клетке, решая проблемы, созданные сотрудниками. О самом бизнесе – почти ничего… В крупных компаниях такое - встречается на уровне подразделений или в команде топ-менеджеров. В маленьких и средних бизнесах – часто, а небольшой штат сотрудников делает всё - более заметным. Явным. Особенно, если у собственника бизнеса невелик опыт работы подчинённым и руководителем. В разговоре с молодым человеком я настаивал: - Кто придумал бизнес? Кто его запустил, претворил в жизнь задуманное так, что теперь компания даёт рабочие места и приносит прибыль? Кто берёт на себя, в конечном счёте, ответственность за жизнеспособность компании? - Разумеется, я, - отвечал участник. - Кто больше всех заинтересован в конечном результате и должен следить за тем, чтобы всё было осуществимо и поправимо, а, следовательно, определять правила «игры» в бизнес в твоей компании? Молодой человек, с которым мы вели диалог, стал менее активным, чем раньше: - По идее – я…, - ответил он медленно и задумчиво. – Но они же говорят, что хотят, как лучше, только получается что-то не очень… Слова «по идее» говорили о многом – похоже, что у молодого человека во время моих вопросов что-то происходило внутри – вспоминал, анализировал, как у него это происходит . Выводы говорили о чём-то таком, что его расстраивало… Группа тоже затихла. А парень, с которым мы вели диалог, вдруг сказал: - Я понял… - резко прекратив наш диалог. - Кто в доме Хозяин по факту? – я снова обратился к нему (факты вещь безжалостная и точная). - Получается, что не я, - горечь вывода была крайне не приятна для молодого человека. - Или не настолько Хозяин, насколько думаешь или кажется, - дополнил я. Если вы не устанавливаете правила – их устанавливают другие. Горечь вывода привела к реальному положению дел. Столкнувшись с реальностью – можно ставить цель (например, повысить управленческую компетентность), принимать решение. Иллюзии уводят сначала от решений, потом и от прибыли… Всегда есть выбор: сладкий вкус иллюзий или горечь реальности. О таком выборе есть смысл говорить - если нас интересует эффективность… Группу интересовала личная эффективность и развитие бизнеса. Я обратился к притихшей группе: - У кого похожая ситуация? Группа зашумела: - Может и так… - У кого вызывает дискомфорт или затруднения - управление существующим коллективом? – спросил я участников. Руки подняли многие. Почти все. В описании бизнес-процессов есть такое понятие «Хозяин процесса». Так вот, предприниматель - Хозяин. Хозяин всего процесса, в целом, под названием «бизнес», «компания». Хозяин – это ответственность. За всё, что происходит в бизнесе. Хозяин – он в одном лице – и управляющий, и руководитель, и начальник. По тем или иным причинам предприниматель может себя не чувствовать Хозяином – значит - не быть им. Причины у каждого свои – у кого-то бизнес создался очень быстро по чужому шаблону, и человек не успел «заметить», что он «повзрослел». У кого-то бизнес вырос слишком быстро, а управленческого опыта недостаточно… Кто-то создал бизнес из-за нежелания работать на «дядю», а сам, став таким «дядей», тяжело справляется с управлением – не готов к тому, что теперь работают на него…Чего-то не хватает или что-то давит... Это «ЧТО-ТО» уводит от успеха, эффективности, результата… Пока бизнес ходит ещё в коротких штанишках - рука Хозяина, поддерживающая и управляющая, дающая всему – начало, необходима, как залог успеха. Сам же Хозяин может себя не чувствовать таковым и не знать, куда прикладывать руку для контроля и поддержки. Поэтому, вместо поддержки - «заигрывает» с сотрудниками, вместо управления - уговаривает их хорошо работать - боится потерять авторитет, контроль, в результате – окончательно испортив отношения с людьми, разгоняет команду. К сожалению, эти факты – не редкость… Помните, нет плохих людей – есть трудные для вас отношения! Быть Хозяином в своём бизнесе – это особые отношения… с самим Собой, Другими… Забывая, в своём бизнесе, кто ты, что ты должен определять правила игры с пользой для всех в рамках компании, создаёшь дополнительные трудности в момент роста и становления своего предпринимательства и бизнеса, в целом. … В конце занятия я предложил участникам - каждому сделать следующее упражнение: перед группой сказать несколько фраз. Подобные упражнения мы делаем на Игре, проверяя цели и себя, как шутят сами участники, на «настоящесть»… Группа слушала говорящего и каждый определял, опираясь на то, что он видит, слышит и чувствует – верит ли он говорящему… Фразы были простыми: Я способен быть Хозяином своего бизнеса. Я могу быть Хозяином своего бизнеса. Я достоин быть Хозяином своего бизнеса. Я – Хозяин своего бизнеса. Тот, кто произносил эти фразы тоже чувствовал… Нутро говорящего и доверительные отношения в группе помогали определить настоящее положение вещей: действительно ли ты чувствуешь, что можешь, достоин… Это была уже реальность, на которую можно было теперь опираться, как на точку опоры – повышать эффективность. Реальность – залог успеха – Вас и Вашего бизнеса.
|